Интервью журналиста газеты "Контекст" с Такаши Миике (после выхода фильма "Кинопроба")

Начнем с того, как вы стали режиссером. Вы учились в киношколе?

Это произошло случайно. Я действительно ходил в киношколу Шохея Имамуры. Это было частное заведение, так что туда не было никаких вступительных экзаменов. Я не хотел ходить в обычную школу, не хотел учиться или взрослеть, а туда было очень легко попасть.

Какие фильмы вы тогда любили?

Вообще-то я не собирался делать фильмы, я вообще не хотел заниматься творчеством -- это был способ не становиться взрослым и не работать. Я даже киноманом не был. Я смотрел те же фильмы, что и все, мне нравился Брюс Ли, но сама киносреда меня не привлекала.

Вы изменили свое отношение после работы с Имамурой, у которого вы были ассистентом после обучения?

Это ничего не изменило! Как я сказал, это был своего рода эскапизм, так что я не очень часто ходил в эту школу. Я проучился там семь лет, мало чего там изучил и вообще не собирался быть кинорежиссером. На последнем курсе, когда мы делали дипломный фильм, в школе появилось объявление о том, что нужны ассистенты. Все, кто серьезно относился к кино, были заняты съемками своих фильмов, я же был совершенно несерьезен, поэтому у меня было время прийти по объявлению, так я туда и отправился.

Каково было работать с Имамурой?

Когда я с ним работал, он был эгоистичен и властен. Он делал только то, что хотел сам, добивался этого -- всем все и все время приказывал. Но ведь он делал все на свои деньги, так что он за все нес ответственность. Мне кажется, что, став старше, он изменился: возможно, он уже не так уверен, как раньше, насчет того, что он хочет. Возможно, он теперь больше прислушивается к другим людям.

Вы работаете по-другому?

Огромная разница заключается в том, что, я в отличии от него, не могу найти денег на свои фильмы. Я делаю фильмы, сценарий которых находят продюсеры, они же дают деньги и приглашают режиссера. Так что я не несу никакой ответственности.

Вы сами контролируете все производство фильма или приглашаете помощника?

Когда я снимаю, я руковожу съемками, стараясь добиться того, чего хочу. Но я не думаю: "Этот фильм должен быть хорошим!" Я больше думаю о том, как приятно делать фильм, нежели о том, чтобы сделать хороший фильм. Какие-то вещи не должны быть совершенными на 100%, они просто могут обладать приятными качествами, которые радуют вас.

Сколько фильмов вы сделали?

Если считать вместе с видеофильмами, которые имели ту же продолжительность, что и кинофильмы, то около сорока за последние 10 лет. Сейчас я делаю больше фильмов: тогда я был новичком, у меня не было столько возможностей.

И все эти фильмы сделаны по сценариям, которые дают вам продюсеры. Вы ни одного не написали сами?

Пожалуй, больше половины сценариев предлагали продюсеры. Но были и такие, когда я подавал идею, и мы развивали ее вместе с продюсером. Думаю, я уже достиг того положения, когда могу сам высказываться. Делать больше из того, что хочу.

Мне кажется, что вам нравится брать обычный материал и делать из него странные вещи.

Я делаю это совершенно не намеренно! Например, создавая фильм про якудз, я не говорю себе: "Фильмы про якудз такие-то, а я хочу сделать что-то другое". Просто, возможно, моя идея о фильмах про якудз отличается от идеи большинства людей. Я не стараюсь быть другим, это само получается. Я делаю то, что кажется мне обыкновенным гангстерским фильмом.

Вы можете сказать, кто оказал на вас особое влияние? Я подумал, что Дэвид Кроненберг может быть одним из таких людей.

Я не думаю, что какой-либо его фильм мог оказать на меня влияние, потому что все его фильмы я видел не более одного раза, что мало для их изучения. Но меня впечатляет их сила и его энергия: он тратит столько денег на фильмы, которые совершенно очевидно не являются коммерческими. И меня впечатляет, что ему удалось их сделать.

Чувствуете ли вы общность с каким-нибудь современным режиссером Японии или ощущаете, что вы -особый режиссер?

Возможно, у японцев мало индивидуальности. Конечно, в их фильмах есть различия, но все они более или менее одинаковы.

Даже фильмы Такеши Китано?

Я видел не так уж много его фильмов, только два. Но нас действительно кое-что связывает. Мой кинооператор фильма "Кинопроба" работал с ним на фильме "Фейерверк".

А другие влияния?

(ухмыляется) Я люблю "Монти Пайтона".



« На главную


Кино без границ Фильм.Ру - всё о кино, афиша кинотеатров Москвы